Одна из первых фраз в статье Википедии «История Северодонецка»: «Первым поселением, относящимся к Северодонецку, принято считать поселок Сиротино. Известно, что его основали запорожские казаки в 1684 году».
Кем принято считать – в статье не уточняется, ссылок на первоисточники нет. Увы, эта фраза противоречит известным фактам.
Общеизвестным является факт, что первым поселением, появившимся на территории Северодонецка, было Боровское. У которого была трудная история: селение трижды возникало, дважды исчезало и один раз было перенесено в другое место.
Архиепископ Филарет (Гумилевский) в работе «Историко-статистическое описание Харьковской епархии» допускал, что Боровское было основано в 1642 году.
В том году донские казаки, отсидев четыре года в отбитом у турок Азове, наконец оставили его. И ушли на север, расселившись по берегам Дона и Северского Донца. Есть упоминание о Боровском городке и в документе, который относится к 1645 году. А вот в следующие четверть века о нем слышно не было. Вероятно, поселение было уничтожено во время одного из походов степняков. Или жители переселились в более безопасное и «хлебное» место.
Новая информация о Боровском появилась после подавления восстания под руководством Степана Разина.
В грамоте Петра I от 14 октября 1704 года сообщалось: «А после измены Брюховецкого и Разина они, донские казаки, поселили на реке Донцу городки: Боровской, Краснянский, Сухарев».
Это городки в районе нынешних Боровского, Старой Краснянки и Кременной.
В архивном документе войска Донского сообщается, что в 1672 году казаки захотели на месте Боровского поставить городок, но «Войско сочло нужным прежде всего выяснить, не будет ли от того утеснения другим станицам, и лишь потом разрешило юрт занять и, собрав станицу, городок устроить и жить, как иные наши городки». В 1675 году вновь созданному городку была выдана грамота с разрешением «в юрту поселиться и станицу собрать, сколько им угодно, чтобы прокормиться».
Московское царство не инициировало появление ни первого, ни второго поселения на месте нынешнего Боровского. И селившиеся здесь казаки вряд ли имели своей целью сторожевую службу на Кальмиусской сакме. Скорее они имели доход от близости к торговому пути из Московии в степь, проходившему по этой дороге. Но самим своим присутствием они были такой сторожевой службой.
В 1685 году Боровской городок впервые был нанесен на географической карте, которая называлась «Географический чертеж территории юга Московского государства». А вот Сиротино на этом «чертеже» не было. Как не было и на более поздних картах, вплоть до начала XIX века.
Важный для истории края факт: в 1694 году Патриарх Адриан передал антиминс во вновь построенную церковь в Боровском городке. В каждой церкви тогда велись книги (летописи), которые являются источником достаточно достоверной информации о нашем прошлом.
Принадлежность Боровского к Войску Донскому закончилась в 1707 году. Тогда боровщане поддержали восстание Булавина, после подавления которого станица была сожжена и на время опустела. А донским казакам запретили селиться на берегах Северского Донца выше по течению от Луганского городка (Станицы Луганской).
Но потребность в защите южных рубежей Московского государства от рейдов крымских татар оставалась актуальной, и в Боровское были переселены однодворцы из Орловщины, Курщины, Воронежщины. Однодворцы – это служилые люди, и воины, и крестьяне одновременно.
В книге «Жизнь и творчество крестьян Харьковской губернии. Очерки по этнографии края» (под редакцией В.В.Иванова. Издание Харьковского Губернского Статистического Комитета. – Т. 1. – Харьков: Типография Губ. Правления, 1898. – 1013 с.) на основании летописей, имевшихся при Боровской Николаевской церкви, сообщалось о переносе слободы дальше от берега Северского Донца: «… жители перешли дальше от реки, к востоку версты на две, куда в 1730 году была перенесена и церковь. Это видно из летописи, имеющейся при Боровской Николаевской церкви. Одновременно с переселением слободы образовались три хутора к северу: Воронов, Сиротин и Метелкин, которые получили названия по фамилиям лиц, поселившихся там».
Еще один письменный источник: в книге «Исторические аспекты топонимов Луганщины» директор Луганского областного краеведческого музея В.И.Высоцкий писал, что Вороново было основано однодворцами из Тамбовской и Орловской губерний в 1730 году. По его мнению, Метелкино и Сиротино были основаны позже, в середине XVIII века. И тоже были заселены однодворцами из Тамбовской и Курской губерний.
Сергей Каленюк в статье «Історія з історією Сиротиного» сделал вывод, что хутор Сиротино появился на столетие позже, чем указано в двух приведенных выше источниках.
Северодонецкий краевед аргументировал свое мнение тремя доводами:
Территория, на которой расположились эти хутора, находилась в пользовании слободы Боровское, а не отдельных ее жителей. И не могла отчуждаться и делиться между отдельными лицами.
Таких хуторов с отдельным населением нет в результатах переписей населения 1835, 1850 и 1858 годов.
Хутора Воронов и Занин (будущий Метелкин) впервые были указаны на географической карте в 1829 году (карта Слободско-Украинской губернии, части Старобельского уезда), а все три хутора – на карте 1842 года. Согласно последней карте в Вороново было от 5 до 20 дворов, а в Сиротино и Метелкино – до 5.
На основании этих аргументов Сергей Каленюк сделал вывод, что хутор Сиротино появился в тридцатые годы XIX века.
Этот вывод не кажется бесспорным. Проживание жителей Боровского вне села, на хуторе, вовсе не означало выделение им этой земли в натуре. Наоборот, она оставалась общинной. А отсутствие отметки на карте вовсе не означает, что небольшое поселение в этом месте не существовало. Наконец, в результатах переписей 1835, 1850 и 1858 годов не указаны хутора, которые уже были нанесены на карту. Это лишь означает, что их жители учитывались как жители Боровского.
А вот что точно вряд ли могло произойти, так это заселение хуторов Сиротино, Вороново, Метелкино не жителями Боровского, а приезжими. Согласно атласа Екатеринославского наместничества 1787 года, западная граница территории, переданной в пользование общине Боровского, проходила от берега Северского Донца (район Лиссоды) западнее будущего поселка Сиротино, и дальше через район нынешнего сквера Славы. Площадь этой территории составляла 8529 десятин, из которых половина была не угодьями. Земли остро не хватало, и уступить часть ее для поселения «чужаков» община бы точно не позволила.
Община – это не колхоз, каждая семья обрабатывала какой-то «свой» надел. Кто-то работал и на плодородных землях между озерами Молочное и Клешня, на сенокосах в этом районе, выпасал здесь скотину. Со временем появлялись строения сельскохозяйственного назначения – загоны, сеновалы. Потом – жилые сезонные времянки. Наконец, рядом с местом работы появились постоянные жилые строения. Длиться такой процесс мог много лет. Люди могли здесь поселиться, а потом вернуться в Боровское. Хутор мог появляться и исчезать – ведь его основали не приехавшие откуда то, а местные жители.
Два источника указывают, что Вороново образовалось в 1730 году. Сиротино, возможно, позже. И вряд ли вообще можно точно назвать год, когда оно было основано. Но его точно не было до 1730 года. Тогда это было невозможно.
Но как только к одному, идеологически нейтральному мифу, добавился второй, «патриотический» по окраске – что Сиротино якобы основали запорожские казаки - невозможное стало «возможным».
Алексей Светиков
|