Весенний разлив Северского Донца 1942 года был многоводным, хутора Павлоград и Синецкий, село Новосиротино были затоплены. Потоки воды повредили полотно дороги, которая вела из Новосиротино в Павлоград - вода размыла дорожную насыпь у основания мостов, предназначенных для пропуска паводковых вод. Жители сел были мобилизованы на борьбу со стихией, они возили для укрепления дороги камень, битый кирпич, песок. И дорогу отстояли.
После паводка ситуации и в Лисхимстрое, и на фронте перед Лисичанском стабилизировались. Боевые действия практически прекратились, наступило затишье. С фронта в Лисичанск начали возвращать шахтеров – стране нужен был уголь.
В Лисхимстрое возобновили работу деревообрабатывающего завода, на котором до 10 июля было изготовлено 37 тысяч ящиков для упаковки противотанковых мин, 2755 лодок различных размеров, 120 автобудок, 35 тысяч лож для винтовок и автоматов, 18 тысяч фанерных ящиков.
Работал и ремонтно-механический завод, на котором производили арматуру для дотов и ремонтировали военную технику – автомобили и танки. Технику для ремонта привозили в поселок по ночам.
Возле Лесной Дачи был небольшой аэродром, с которого взлетали самолеты У-2 – их прятали среди сосен.
В лесах по берегам Северского Донца и Боровой местные жители занимались заготовкой шахтной стойки – и для шахт, и для строительства блиндажей и окопов, и для обогрева бойцов. В лесу вдоль Боровой бойцы РККА накапливали боеприпасы.
В апреле 1942 года отремонтировали здание ВОХР, поврежденное при воздушном налете в августе 1941. И в нем открыли госпиталь. Точнее - госпитали.
Со времени выхода книги «Лисхимстрой в годы войны», написанной Александром Зиновым, ообщепринятым в Северодонецке является утверждение, что госпиталь в Лисхимстрое открыли еще в 1941 году. Но обстоятельства, при которых он был открыт, не поверялись документами.
Вот как это событие было изложено в издании «70 славных лет»: «В поселке накануне войны были сданы в эксплуатацию новое здание стационарной больницы на 50 коек и инфекционное отделение на 150 коек. Но сразу же эти здания были отданы под госпиталь на 200 коек. Еще 100 раненых разместили в здании детского садика. Почти весь медперсонал был мобилизован и ушел на фронт. Но оставшиеся в поселке три медработника продолжали работать в госпитале и покинули поселок в числе последних жителей».
Такой текст больше похож на героическую сагу, чем на изложение исторических событий. И раньше автор уже обращал внимание на вопрос, возникающий, если знакомишься с таким описанием событий.
Военный госпиталь на войне – это всегда кладбище рядом. Увы, далеко не все раненные выживают. И гробы на родину тогда не возили - хоронили человека, где он погиб или умер. Например, в Вороново, рядом с тем местом, где в годы войны размещался небольшой госпиталь (медсанбат?), находится братская могила, в которой нашли последний свой приют умершие в нем бойцы. Медицинское подразделение размещалось в помещении клуба в Лесной Даче. Рядом с этим зданием тоже есть братская могила, в которой похоронены 6 умерших от ран красноармейцев. Сотни бойцов РККА похоронены в братской могиле в Дубовой роще в Кременной, где в 1943 году находился полевой военный госпиталь.
Но в Северодонецке нет воинских захоронений 1941–1942 года. Или эти захоронения есть, но нам они неизвестны?
Информация о том, что летом 1941 года в Лисхимстрое работал военный госпиталь, имеет документальное подтверждение. Согласно справочнику дислокаций госпиталей РККА, с 20 июля 1941 года по 1 сентября 1941 года в поселке действовал эвакуационный госпиталь №3421. Который с 1 сентября был переведен в Лисичанске и находился там по 12 октября.
Согласно информации источника, 3421-й госпиталь был в составе действующей армии с 13 сентября по 12 октября 1941 года, он был в подчинении Южного фронта. Продолжения судьба этого госпиталя не имела.
Эти данные надо понимать так, что созданный в июле 1941 года в Лисхимстрое эвакуационный госпиталь №3421 до перемещения в Лисичанск раненых с фронта не принимал. До фронта в это время было еще слишком большое расстояние. Но он был создан.
Подобных созданных впрок госпиталей в те дни было много. Так, 22 июня 1941 года, в первый день войны, в Лисичанске был сформирован эвакуационный госпиталь 1818, а в Рубежном – 1819-й госпиталь. Фронт был за тысячу километров, какие раненые могли поступать в эти госпитали?
Но фронт приближался. 9 октября 1941 года приказом войскам Юго-Западного фронта ставилась задача не эвакуировать за пределы фронта легко раненых, со сроком лечения до 30 дней. Чтобы после выздоровления бойцы быстрее возвращались в свои подразделения. Для этого предписывалось «развернуть полевые подвижные госпитали или эвакуационные госпитали облегченного типа», в том числе в Лисичанске и в Рубежном.
В отличии от военных госпиталей, имеющих постоянный адрес, эвакуационные госпитали создавались в составе госпитальных баз фронтов. Они размещались во фронтовой зоне группами по 10-15 госпиталей в одном нескольких смежных населенных пунктах в приспособляемых помещениях. Всего с 1941 по 1945 годы было создано более 6 тысяч эвакуационных госпиталей.
В Лисичанске в октябре 1941 года работали военный госпиталь №410 и 4 эвакуационных госпиталя, номера 407, 1789, 1818, 3421. В Рубежном располагались 4 эвакуационных госпиталя, номера 1501, 1786, 1787, 1819.
О том, что осенью 1941 года в Лисхимстрое размещался какой-либо госпиталь, информации нет.
Очередной документальный источник, в котором указано на размещение госпиталя в Лисхимстрое – приказ штаба 295-й дивизии №07 от 20 января 1942 года. В нем предписывалось службам дивизии эвакуировать больных и раненых в полевой госпиталь №690 в Лисхимстрой.
В справочнике дислокаций госпиталей РККА указано, что хирургический полевой подвижный госпиталь №690 находился в Лисхимстрое в 1942 году. В тоже время он находился в Лисичанске. То есть этот госпиталь располагался в двух населенных пунктах одновременно.
В зоне боевых действий ППГ 610 был с 09 августа 1941 года, первоначально это был Цюрупинск Херсонской области. С 1 сентября этот госпиталь находился в населенном пункте Приазовский Херсонской области, с 01 октября 1941 года - в станице Тацинской Ростовской области. 01 июня 1942 года он уже был во Владикавказе, в 1944 году действовал в Крыму, в 1945 – в чехословацком городе Брно.
Так что в Лисхимстрое этот госпиталь работал с января по май 1942 года. Максимум - с декабря 1941 по июнь 1942 года. Располагался он в это время в зданиях соматической и инфекционной больниц, построенных перед самой войной.
Весной 1942 года в Лисхимстрое восстановили здание ВОХР (бывшее здание Лисичанской тюрьмы), пострадавшее при бомбардировке в августе 1941 года. По информации Сергея Калинюка, в восстановленном здании разместили военный госпиталь. И это мнение подтверждается документальными данными о дислокации госпиталей в Лисхимстрое.
10 апреля 1942 года в Лисхимстрое были размещены стразу два полевых подвижных госпиталя, номера 2251 и 2417. А 16 апреля здесь же разместили полевой подвижный госпиталь 5, подчиненный 37-й армии.
Однако уже 1 мая первые два госпиталя из Лисхимстроя были выведены, а 15 мая был переведен в Рубежное и госпиталь 37-й армии.
Вместо них, в один день, 20 апреля 1942 года в Лисхимстрой были переведены инфекционный госпиталь 4291 из Рубежного, и инфекционный госпиталь 320 из Пролетарска.
Таким образом в мае-июне 1942 года в доме ВОХР в Лисхимстрое действительно располагались 2 госпиталя. Но инфекционных. Которые обеспечивали нужды Южного фронта.
А на территории нынешнего больничного городка на улице Сметанина находился передвижной полевой госпиталь 690. Хирургического профиля. Где-то там, на территории больничного городка, или на территории нынешнего городского парка, должны находится неизвестные до сих пор воинские захоронения 1942 года.
Каленюк С.П. Новосиротине, або Короткий курс історії неіснуючого селища неіснуючої країни https://sd.ua/media/node/4067
|