Степан Павлович Гурин
Открытая информация о довоенных и послевоенных годах биографии Степана Павловича Гурина весьма ограничена. Отдельные и отрывочные сведения слали известны благодаря правнуку Гурина - Николаю Ведерникову. Увы, даже информация, касающаяся военных лет, довольно фрагментарна. Так, на сервисе https://pamyat-naroda.ru/ большая часть касающихся его документов отсутствует, есть только ссылки на архивы. И сложно разобраться со странностями в его биографии. Например, почему человек воевавший и получивший немало наград, при этом 10 лет не представлялся к очередному званию?
Родился Степан Павлович Гурин в Киеве 12 ноября 1907 года. В РККА вступил добровольцем 15 октября 1922 года, когда ему было 15 лет.
В 1927 году Гурин был курсантом старшего курса Украинской военно-подготовительной школы в Полтаве. Это все, что известно о первых 20 годах его воинской службы.
В начале 1942 года майор Гурин был начальником парашютно-десантной службы. Вероятно, аэродрома Внуково. Куда в начале декабря 1941 года перевели сформированный в Самарской области 10-й воздушно-десантный корпус. Через время Степан Гурин получил назначение на должность командира 1-го батальона 23-й воздушно-десантной бригады этого соединения. И уже в мае бригада в полном составе была десантирована в тыл противника.
Утром 30 мая Степан Гурин с секретным пакетом прибыл на хутор Малая Хатунь в штаб к генерал-лейтенанту Белову. А 4 июня у него было «боевое крещение»: 23-я воздушно-десантная бригада в районе сел Гаврюково-Волочек прикрывала с севера отход кавалеристов. И первым вступил в бой батальон Степана Гурина.
Затем начался 200 км рейд по тылам противника в авангарде подразделений 4-го воздушно-десантного корпуса, с которым из окружения выходила кавалерийская дивизия и множество беженцев. Кульминацией операции стал прорыв бригадой линии обороны немецких войск по Варшавскому шоссе. Что и позволило всей колонне выйти из окружения. И в авангарде снова был батальон Гурина.
Эта боевая эпопея довольно подробно описана в книгах А. А. Ярошенко,, в которых действия комбата 1-го батальона оцениваются весьма позитивно. Ярошенко писал о нем, как о уверенном в себе и хладнокровном командире. В книге описан такой случай: во время последнего перед выходом из окружения боя 1-й батальон залег из-за сильного минометного огня. И комбат поднялся и лично повел за собой бойцов в атаку на траншею противника.
Высокой была и оценка личного вклада комбата со стороны командования – 18 июля 1942 года майор был награжден Орденом Ленина.
Вскоре после выхода из окружения десантники стали пехотинцами. Согласно директиве заместителя НКО 10-й воздушно-десантный корпус с 3 по 7 августа 1942 года был переформирован в 41-ю гвардейскую стрелковую дивизию. Входивший в корпус воздушно-десантные бригады были переформированы в гвардейские стрелковые полки, а в дивизии был создан отдельный учебный стрелковый батальон, который возглавил майор С. П. Гурин.
5 августа 1942 года дивизия была включена в состав 1-й гвардейской армии, и направлена с сторону Сталинграда.
С 4 по 11 сентября новая дивизия при поддержке 7-го танкового корпуса пошла в наступление в районе совхоза Опытное поле (северо-западнее Сталинграда), пытаясь соединится с частями 62-й армии, защищавшей этот город. Наступление не удалось: дивизия продвинулась на несколько километров и понесла большие потери. Так, в 122-м гвардейском стрелковом полку в строю тогда осталось 40 бойцов. Отдельный учебный стрелковый батальон Степана Гурина в этих боях потерь не понес.
22 декабря 1942 уже гвардии подполковник Степан Гурин был награжден медалью «За оборону Сталинграда».
16 декабря 1942 года 41-я гвардейская стрелковая дивизия, получив пополнение, прибыла на Юго-Западный фронт. Где в составе 4-го гвардейского стрелкового корпуса 1-й гвардейской армии приняла участие в операции «Скачок» (Ворошиловградской наступательной операции).
03 января 1943 года был ранен командир 122-го гвардейского стрелкового полка П. В. Дмитриев, и 15 января эту воинскую часть возглавил подполковник С. П. Гурин.
1-я гвардейскоая армии вела наступление в направлении Чертково, Беловодск, Старобельск, Новая Астрахань, Рубежная, Лисичанск.
Днем 20 января 122-й гвардейский стрелковый полк под командованием Гурина без боя освободил Беловодск (немцы ушли из поселка еще ночью).
К вечеру 31 января полк вышел к северо-восточной окраине поселка Лисхимстрой, за освобождение которого уже вели бой мотострелки 110-й танковой бригады. Полковой артиллерией по поселку были сделаны несколько залпов, после чего противник оставил будущий город химиков. И, прикрываясь арьергардом, отступил за Северский Донец.
1 февраля Степан Гурин расположил штаб своего полка в Новосиротино, а подразделения полка, совместно с танкистами 110-й танковой бригады, форсировали Северский Донец в районе шахты Томаша. Начался бой за Новодружеск. 3 февраля здесь погиб начальник штаба 122-го гвардейского стрелкового полка Николай Владимирович Дворянкин.
Согласно плану «Скачок» войска 1-й армии должны были до 1 февраля 1943 года занять Артемовск (Бахмут). Но Лисичанск был освобожден только 6 февраля, а 13 февраля было занято село Берестовое. На этом наступление на Артемовск выдохлось.
В феврале 1943 года 41-я гвардейская стрелковая дивизия была передана в состав 6-й гвардейской армии - на направление главного удара в операции «Скачок». Дивизия даже заняла город Павлоград, но затем отступила в Синельниково. Где попала в окружение. Значительная часть бойцов дивизии вместе с комдивом и офицерами штаба погибли, выжившие отошли к Красному Лиману (Лиману) и заняли оборону на берегу Северского Донца. Среди них не было, вероятно, комполка Гурина, который получил первое на этой войне, хотя и легкое, ранение. Хотя, согласно документов, он оставался командиром 122-го гвардейского стрелкового полка до 17 мая 1943 года.
В апреле 1943 года Ставка ВГК приняла решение сформировать 20 новых воздушно-десантных бригад, и 07 июня 1943 года подполковник С. П. Гурин занял место в строю 6-й гвардейской воздушно-десантной бригады.
Но согласно имеющемуся в архиве списку безвозвратных потерь офицерского состава Юго-Западного фронта, подполковник С. П. Гурин числится пропавшим без вести 12.06.43 года. Это обстоятельство, по всей видимости, повлияло на будущую военную карьеру офицера. По крайней мере, на должности командира частей, в которых он служил, его больше не назначали. А очередное звание полковника ему присвоили только спустя 10 лет службы, когда он уходил в отставку.
При этом он получил еще несколько боевых наград.
До 01 сентября 1943 года 6-я гвардейская воздушно-десантная бригада была в резерве ставки, а затем воевала на территории Украины. 03 ноября 1943 года Степан Горин был награжден орденом Красного Знамени.
12 декабря 1943 года 6-я гвардейская воздушно-десантная бригада была расформирована, и С. П. Гурин с 17 февраля 1944 года воевал в составе 2-й гвардейской воздушно-десантной бригады.
В начале 1944 года 1-я, 2-я и 11-я гвардейские воздушно-десантные бригады были сведены в 11-ю гвардейскую воздушно-десантную дивизию.
30 декабря 1944 года 11-я гвардейская воздушно-десантная дивизия была преобразована в 104-ю гвардейскую стрелковую дивизию, а гвардии подполковник С. П. Гурин был назначен заместителем командира 332-го гвардейского полка, сформированного на основе 2-й гвардейской воздушно-десантной бригады. Гурин снова стал пехотинцем.
104-я гвардейская дивизия вела боевые действия на территории Венгрии, и вскоре С. П. Гурин получил благодарность ВГК за участие в разгроме танковой группы врага юго-восточнее Будапешта. А 27 апреля.1945 он был награжден орденом Отечественной войны I степени. Копия наградного листа справа.
09 июня 1945 года Степан Гурин был награжден Медалью «За взятие Вены».
07 октября 1945 года – Медалью «За победу над Германией в Великой Отечественой войне 1941-1945 годов.
По окончанию войны Степан Петрович Гурин продолжил службу в той же части. И снова стал десантником: в 1946 году 104-я стрелковая дивизия была реорганизована в 104-ю гвардейскую воздушно-десантную дивизию.
20 апреля 1953 года Гурин С. П. был награжден вторым орденом Ленина.
08 июня 1953 года, когда он выходил в отставку, ему было присвоено звание полковника запаса.
|